Читатель хочет иметь представление обо всем важном и интересном, что происходит в мире и/или возле своего дома. Он требует от репортеров "всего лишь" достоверности, краткости, четкости, ясности и простоты изложения. Новости – это важная и актуальная для людей информация. Эта информация должна служить интересам читателя и передаваться им оперативно. На основании этой информации читатель может сам принимать решение или она поможет сформировать свое собственное суждение о проблеме. У журналиста должно быть "чутье на новость" равно, как и понимание, в чем состоит интерес читателя. Но как к этому придти? Можно начать с принципа перевернутой пирамиды. Другими словами – это принцип "убывающего интереса". Композиция, структура новости имеет первостепенное значение. Статья всегда начинается с наиболее важного и существенного для читателя, а затем значимость приводимых сведений идет по убывающей. Новость должна читаться легко. Нельзя заставлять читателя гадать, останавливаться, возвращаться назад или продираться сквозь дебри излишних слов. В любой новости в самом начале должен быть дан ответ на основные вопросы: что, где, когда произошло; кто, как и зачем совершил действие (или кто и каким образом оказался в данной ситуации). Факты – неотъемлемая составляющая новости. Журналист должен уточнить характеристики факта, чтобы расставить акценты: что важнее в происшествии – люди или события? В зависимости от ситуации он может заострять ответ на одном из вопросов: Что используется для обозначения важности результата, первостепенного значения и конкретизации итога события. Кто – когда нужно подчеркнуть главное действующее лицо. Как – хорошо может быть использовано в каких-то просветительских статьях (как защитить те или иные права), а также в спортивной хронике. Когда – чаще всего используется в анонсах (когда откроется выставка, пройдет демонстрация) "Рейтинг" ведущих вопросов связан с замыслом журналиста и поэтому нередко субъективен. Чтобы не сбиться с пути, начните с ответа на тот вопрос, который лежит в плоскости интересов людей (а не своих собственных!). После этого сформулируйте первый абзац (лид). В нем отражается суть статьи (основной фокус). Второй и третий абзацы, обычно раскрывают то, о чем говорится в лиде, подкрепляя это дополнительной информацией. Отнеситесь внимательно и к другим составляющим новости: фактам, цифрам, цитатам и атмосфере. Если они хорошо подобраны в поддержку фокуса, то сделают новость емкой, понятной и достоверной. Постарайтесь соблюсти баланс: предоставьте возможность высказаться хотя бы двум персонам с различными мнениями. Новости требуют навыков вдумчивой и ответственной работы. Перед тем, как вы начинаете строить "перевернутую пирамиду" и формулировать первый абзац, убедитесь еще раз, чей именно "убывающий интерес" вы берете в расчет: читателя или свой? Пытаясь подняться над собственными пристрастиями, у вас больше шансов дойти до своего читателя. И тогда успех вам гарантирован.
|